«Групповой нарциссизм и агрессия»
Групповой нарциссизм выполняет важные функции.
Во-первых, коллективный интерес требует солидарности, а апелляция к общим ценностям цементирует группу изнутри и облегчает манипулирование группой в целом.
Во-вторых, нарциссизм создает членам группы ощущение удовлетворенности, особенно тем, кто сам по себе мало что значит и не имеет особых оснований гордиться своей персоной.
В группе даже самый ничтожный и прибитый человек в душе своей может оправдать свое состояние такой аргументацией:
«Я ведь часть великолепного целого самой лучшей группы на свете. И хотя в действительности я всего лишь жалкий червяк, благодаря своей принадлежности к этой группе я становлюсь великаном».
Следовательно, степень группового нарциссизма соответствует реальной неудовлетворенности жизнью.
Социальные классы, которые имеют больше радостей в жизни, менее подвержены фанатизму. (Фанатизм — это характерная черта группового нарциссизма.)
А мелкая буржуазия, ущемленная во многих сферах материальной и духовной жизни, страдает от невыносимой пустоты и скуки...
Те, чей нарциссизм касается в большей мере группы, чем себя лично, весьма чувствительны, и на любое явное или воображаемое оскорбление в адрес своей группы они бурно реагируют.
Эта реакция часто бывает гораздо интенсивнее, чем у нарциссов-индивидуалистов.
Индивид может еще иногда усомниться, глядя на себя в зеркало. Участник группы не знает таких сомнений, ибо большинство его окружения разделяет его нарциссизм.
А в случае конфликта с другой группой, которая также страдает коллективным нарциссизмом, возникает жуткая вражда.
В этих схватках обычно возвеличивается образ собственной группы и принижается до крайней точки образ враждебной группы.
Собственная группа выдается за защитника человеческого достоинства, морали, права и благосостояния.
Другая же получает проклятия, ее обвиняют во всех грехах, от обмана и беспринципности до жестокости и бесчеловечности.
Оскорбление символов группового нарциссизма (например, знамени, личности кайзера, президента или посла) вызывает в народе реакцию столь бешеной агрессивности, что они готовы поддержать даже милитаристскую политику своих лидеров.
Эрих Фромм, «Анатомия человеческой деструктивности»